Плодоносная жизнь

Лет с семи я начал задумываться над смыслом жизни: «Для чего родился? Зачем живу?». На эти глубокие вопросы меня подталкивало отчаяние. Мою душу угнетала инвалидность – не мог сам ни одеться, ни поесть. Завидовал здоровым ребятам, что бегали по улице. Неудовлетворенность жизнью побуждает человека искать дорогу к счастью.
Верю, что каждый хотя бы раз задавался вопросами о цели своей жизни. В чем ее предназначение? Чем измеряется успех? А может, кто-то из читающих глушит в себе эти вопросы, потому что привык плыть по течению безотрадного существования? Не спешите вносить себя в список неудачников. У Бога для нас всегда есть выход! Давайте вместе поразмышляем над отрывком из Божьего Слова. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:1-3). Псалмопевец пишет о трех очень важных вещах, необходимых для полноценной и удовлетворенной жизни, – о блаженстве, о плоде и об успехе.
Блаженство – это больше, чем счастье в земном понимании. Блаженный – значит благословенный Богом, это тот, к которому Господь расположен, проявляя милость. Многие тратят силы, чтобы хорошо устроить судьбу, добиться видных результатов, но в конечном итоге, на вершине своих достижений, человек понимает, что шел к пустоте. В Библии есть Книга Екклесиаста, он потратил жизнь на поиски ее вечного смысла. Искал счастье во всем – в развлечениях, в славе, во власти, в богатстве, в труде, в чтениях книг. И пришел к единственному выводу: всё – суета и томление духа (Еккл. 1:14). Иными словами – пустота, не имеющая вечной ценности. Кто-то сказал: «Душа человека – христианка, она томится по Богу». В конце книги Екклесиаст подытоживает: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл.12:13). Принято традиционно считать, что Екклесиаст – это израильский царь Соломон. Бог дал ему возможность иметь всё, чтобы сказать всем нам: не ищите счастья на земных путях, его там нет. «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое» (Пс.61:2).
Но блаженство не приходит само собой, оно – итог нашей действенной веры, нашего послушания Богу. Человек блажен, когда не живет по советам нечестивых, не поступает по земной мудрости. Телевизор, интернет, СМИ – всё это может формировать наше мировоззрение, влиять негативно на образ жизни. Поэтому важно не засорять разум и сердце грешной информацией.
«Не стоит на пути грешных» – значит не подражает им, не живет по их правилам и принципам. Интересно заметить: благословенный человек не только не ходит грешными путями, но даже на них не стоит. Слово «стоять» в данном случае означает «оставаться». Не нужно бороться с грехом на его территории, нужно от него бежать. В продолжение этой мысли псалмопевец пишет: «не сидит в собрании развратителей». Праведнику не свойственно сливаться с грешным обществом. Может показаться, что Бог помещает человека в клетку запретов и тем самым лишает его «радостей» жизни – грешных наслаждений. Но это не так. Божий закон для праведника – не клетка, а ограждение вдоль пропасти, чтобы тот не погиб. «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» – вот правильные отношения к Божьему Слову. У благословенного человека мысли заняты не житейскими проблемами, а духовными истинами. Давайте проверим себя: о чем или о ком чаще всего мы размышляем? Гнетет ли нас то, о чем думаем? Наполнение себя Божьим Словом приносит лишь радость и свободу от плохих навязчивых мыслей. Настоящее блаженство – в свободе от власти греха, когда мы способны поступать правильно с точки зрения Бога.
Дальше благословенный человек сравнивается с плодоносящим деревом при потоках вод. Потоки питают корни постоянно, оттого и зелень буйная и плоды своевременные. Что такое плод в данном контексте? Это – жизнь, соответствующая Божьей истине. Здесь не идет речь ни о плодах творчества, ни о достижениях в разных сферах жизни, ни о работе, ни о положении в обществе. Человек может прожить скромно, оставаясь в тени, и при этом иметь духовный плод, тот плод, что видит и ценит Бог. Дерево познается по плодам. Именно плоды свидетельствуют о том, здоровое дерево или больное. Иоанн Креститель призывал: «Сотворите же достойный плод покаяния. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:8; 10). Оказывается, покаяние должно иметь плод. Это не молитвенные слова, но перемена мышления и сущности человека. Это – волевое решение жить иначе. Признать свою вину – не значит покаяться. Христос рассказывал притчу о блудном сыне, что скатился на дно жизни. Сын, «придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.15:17-19). Но это было только осознание своего падшего состояния, своего греха. Требовались действия: «встал и пошел к отцу своему» (Лк.15:20).
Что нужно, чтобы принести плод? Брошенное в землю семя дает росток и, умирая, передает ему свою жизнь. Христос говорил: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин.12:24,25). Необходимо умереть для своего «я», для грешных желаний, чтобы жить для Бога, исполняя Его волю. Иисус дал нам пример – Он умер за нас, чтобы мы жили для Него, освободившись от рабства греха. Земная жизнь временна, похожа на теплицу, в которой хозяин выращивает для себя рассаду. Господь ждет от каждого человека определенный плод – плод покаяния, плод веры, плод духа и, наконец, плод всей земной жизни.
Второе: чтобы принести плод, необходим здоровый рост. Росточек не способен плодоносить. Нужен уход, а также много времени. «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак.5:7). Причиной бесплодной и пустой жизни чаще является нежелание взращивать себя духовно, вкладывать в этот процесс и силы и время. Человек хочет результата мгновенного.
Третье: для плодоносящего растения нужна хорошая почва. В метафорическом понимании почва – это то, что нас духовно питает и дает жизненную силу. Иными словами, это источник наших размышлений, о чем писалось выше.
Но бывает так: и почва добрая, и условия хорошие, и соответствующий уход, а плода нету. «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?» (Ис.5:1-4). Бог сравнивает израильский народ с виноградником, о котором Он заботится. Было сделано всё, чтобы виноградник принес хороший урожай. А в итоге – дикие ягоды… Так для каждого из нас Господь создает благоприятные условия – мы слышим Его истину, чувствуем святое прикосновение к нашему сердцу, имеем возможность читать Библию и молиться. А ведь есть страны, где Библия – запрещенная книга, и где убивают за христианские убеждения. Так почему бы не дорожить возможностями, что дает Бог? Почему бы не воспользоваться ими в полной мере? Бог ждет от нас плоды!
И в заключении – об успехе. Благословенный человек «во всем, что ни делает, успеет». Быть успешным – значит быть полезным, быть плодоносным. Дерево плодоносит не для себя. Так и человек: предназначен отдавать то, что Бог в него вкладывает – любовь, радость, мир и т.п. Ключ настоящего успеха – это выбрать верный курс жизни и следовать ему. А верный курс – это позаботиться о вечном спасении собственной души. Христос сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). Успех – не в приобретении земных благ, а в жертве собой во имя Бога.
Недавно я спросил своего друга: «Какова главная цель твоей жизни?». Друг задумался… А ты, дорогой читатель, знаешь ли, для чего дана тебе жизнь?..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.